Литература


Одиннадцатиклассникам на заметку              



Дорогие мои дети

Сообщаю для тех, кто собирается сдавать экзамен по литературе, что необходимо повторить произведения, прочитанные за 9-11 классы. Для успешной сдачи экзамена нужно помнить много художественных текстов. Предлагаю посмотреть кодификатор. Он в ссылке.

Ребята! В этом учебном году вас ждут необыкновенные встречи с необыкновенными писателями. Труд души предстоит огромный. Чтобы он был интереснее, предлагаю выбрать тему для исследовательской работы по курсу 9-11 классов. Как здорово делать открытия, пусть даже только для себя! А если не только? Сначала  покажется, что это очень сложно, зато какой может получиться диалог с писателем! Представляете: вы один на один с Гоголем, Тургеневым, Достоевским, Шолоховым, Булгаковым, Маяковским. Найдется, что сказать мастеру? Подумайте и выберите тему для исследования. Это поможет вам в дальнейшей учебе.



Темы исследовательских работ   



.

Начинается подготовка к 200-летию со дня рождения 

Михаила Юрьевича Лермонтова

Ребята! В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения удивительного поэта. Во всех лермонтовских местах будет отмечаться это событие. Думаю, Петербург и петербуржцы  не могут оставаться в стороне, потому что здесь Михаил Юрьевич жил, учился, здесь стал известен как преемник Пушкина.
Давайте и мы к этой дате придумает свой проект. Например, "Лермонтов и Петербург". Можно найти и посетить все лермонтовские места в Петербурге, поработать над биографией поэта в Пушкинском доме, написать статью о своем восприятии творчества поэта, сочинение о любимых произведениях, сделать фильм о Лермонтове-художнике, поставить спектакль или что-нибудь еще. 
Жду ваших предложений.

Дорогие мои дети!
Все мы любим наш Петербург как удивительный памятник, как музей под открытым небом. Это город, перед которым можно преклоняться, которым можно любоваться и восхищаться. Кроме этого вам, конечно, известно, что наш город неразрывно связан с русской литературой. Хочу представить вам интересный ролик. Посмотрите его и напишите о своих ощущениях, мыслях. Каким вам видится литературный Петербург? Какие еще литературные герои населяют наш город?
А свой фильм сделать слабо?




Знакомимся с новым писателем

Дорогие семиклассники! В следующем учебном году мы  будем изучать творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина . А летом вы прочитаете сказки этого писателя-сатирика. Это не обычные сказки, а "Сказки для детей изрядного возраста" . Думать над ними придется не меньше, чем над другими произведениями, а может, и больше. 
Предлагаю вам задания к этим сказкам.
Отгадай цитату                                              

Ребята!

Вам снова представилась возможность проявить свои творческие способности. Для тех, кто любит не только читать, но и писать, журнал "Русский язык" и Издательский дом "Первое сентября" предлагает конкурс.

Конкурс для учеников



Конкурс фанфиков проводится совместно издательством «Розовый жираф», книжной социальной сетью «LiveLib» и журналов «Русский язык» ИД «Первое сентября».         В конкурсе участвуют школьники от 10 до 17 лет.
Правила участия:
На конкурс принимаются фанфики (фанфики — это творческие переработки или продолжения известных литературных произведений) на любое произведение из школьной программы (русская литература).
Объём работ: 5-6 листов А4 (12–15 000 знаков с пробелами).
Сроки приёма работ: до 31 мая 2013 года.
Присылайте работы на адрес fanfik2013@yandex.ru.
Подробнее о конкурсе можно прочитать здесь: pgbooks.ru/news/789/. 

Посмотреть образец фанфика про Гарри Поттера можно здесь: http://www.fanfics.ru/, но вам придется писать только по произведениям русской литературы.
Желаю успеха! Верю в ваши творческие возможности.



Картинка 12 из 156494

   

Уважаемые десятиклассники!

В этом году вам предстоит сдавать переводной экзамен по литературе. Дело это непростое, особенно для тех, кто не очень усердствовал в течение учебного года. Чтобы вы обнаружили свои пробелы и постарались исправить положение, заранее предлагаю билеты для подготовки к экзаменам. 

Желаю всем успеха. Уверена: вы справитесь

Билеты по литературе для 10 класса


 Трудно ли писать сочинение по литературе?
Картинка 85 из 14950 Кто писал, тот знает, как нелегко найти первые слова, как непросто сопоставить героев, определить роль тропов, особенности стиля писателя. Создать хорошее сочинение сходу, по вдохновению, вряд ли кому-то удается, разве что в исключительных случаях. Поэтому всегда нужна хорошая подготовка (внимательное чтение художественных текстов и критической литературы) и знание особенностей и приемов написания сочинений.
Предлагаю вам, ребята, с ними познакомиться.

 Учимся писать сочинение
Анализ эпизода
Это не самый простой, но интересный вид сочинения, у которого есть свои особенности. Такое сочинение создается по определенной схеме.
План  анализа эпизода
(краткий)
1.  Место и роль эпизода в композиции произведении.
2.  Тема эпизода.
3.  Герои.
4.  Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5.  Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
–    через обстоятельства;
–    через конфликт;
–    через описания;
–    через монолог;
–    через диалог;
–    через поступки и психологию героев.
6.  Манера повествования, стиль писателя.
7.  Ключевые слова.
8.  Особенности языка.
9.  Средства художественной выразительности.
10.   Средства создания подтекста.
11.   Образ автора, авторская позиция.

           12. Оценочная позиция автора сочинения, то есть ваша.

Вернемся к Гоголю, ребята.
Торжество Городничего. Разговор с купцами. Чиновники обсуждают письмо Хлестакова.
                                                                     

  
                                                                                
Задания по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"                  
                       


  Задание1

Соотнесите фамилию с должностью
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Слуга Хлестакова
Держиморда
Городской помещик
Анна Андреевна
Дочь городничего
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин
Полицейский
Марья Антоновна
Жена городничего
Артемий Филиппович Земляника
Петербургский чиновник
Петр Иванович Бобчинский
Уездный лекарь
Иван Александрович Хлестаков
Попечитель богоугодных заведений
Христиан Иванович Гибнер
Слуга Хлестакова
Лука Лукич Хлопов
Почтмейстер
Иван Кузьмич Шпекин
Смотритель училищ
Осип
Судья


                                                              Задание 2

Назовите автора высказывания
1. К нам едет ревизор.
2. Человек простой : если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.
3. Также заседатель ваш…он, конечно человек сведущий, но от него такой запах, как будто он сейчас вышел из винокуренного завода.
4. Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов.
5. Я говорю всем открыто, что беру взятки… борзыми щенками.
6. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать.
7. Черт побери, есть так хочется и в животе такая трескотня, как будто бы целый полк затрубил в трубы.
8. Конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были…
9. Ужасно как есть хочется! Так немножко прошелся, думал. Не пройдет ли аппетит, - нет, черт возьми, не проходит.
10. На столе. Например, арбуз – в семьсот рублей. Суп в кастрюльке приехал на пароходе прямо из Парижа…
11. Но позвольте заметить: я в некотором роде… я замужем.
12. Любовь! Я не понимаю любовь… я никогда и не знала, что за любовь…
13. Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге.
14. Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате было такое амбре, чтоб нельзя было войти…

15. Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпка принял за важного человека!

              Проба пера
Напишите сочинение-миниатюру
1. Продолжение комедии, где было бы написано, как вышел из положения городничий после приезда настоящего ревизора.
2. Письмо одному из героев комедии или ее автору.                            

Желаю удачи  

Ребята! Тем, кто вдруг нечаянно потерял список литературы, печатаю его на этой страничке. Желаю приятного чтения и удовольствия от встречи с прекрасным.

                                                     
Список литературы для 10 класса
Список литературы для 11 класса 


Стихи - это "лучшие мысли, выраженные лучшими словами". Вы согласны, ребята?
Давайте будем читать стихи внимательно и анализировать грамотно.
Предлагаю схему анализа лирического произведения.

Схема 


Ребята! 
Представляете: рифмовать можно не только слова, но и числа.
Прочитайте громко и выразительно эти строчки, и вы сможете убедиться в этом.
Попробуйте сами зарифмовать какие-нибудь числа, соблюдая ритмическую организацию.
Определите, в чем особенность веселых и грустных стихов. Попытайтесь "отцифровать" стихотворение А.С. Пушкина
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя...
Жду ваших творений. Желаю успеха!

Зачем учить стихи наизусть?

  • Развивает память.
  • Увеличивает словарный запас.
  • Заставляет подумать.
  • Ложатся на душу и согревают её.
  • При случае можно стихотворением удивить или порадовать человека.
  • Расширяют кругозор.
  • Они написаны давно, а узнаёшь там себя.
  • Развивается абстрактное мышление.
  • Знаменитые цитаты.
  • Развитие речи. Слова и фразы — новые.
  • Есть вещи, которые просто надо знать. Классика.
  • Развитие чувств, чтобы не быть чёрствым.
  • Гордость за человека и страну.
  • Тренирует внутреннюю орфографию.
  • А может быть, не нужно их учить? Как вы думаете?

    
Мои юные литературоведы!
Перед нами новая задача - научиться писать рецензию на литературное произведение, спектакль или кинофильм. Каждому грамотному читателю или зрителю нужно научиться грамотно излагать свои суждения. Предлагаю вам примерные схемы и образцы рецензий.

Как писать рецензию
Рецензия на рассказ В.М. Шукшина "Чудик"
Рецензия на роман А. Иванова "Географ глобус пропил"