Подготовка к экзамену

Продолжаем сдавать литературу в виде сочинения

   В этом году, ребята, вы продолжите традицию сдачи экзамена по литературе в виде сочинения. Направления стали интереснее, но и сложнее, чем в предыдущие годы. Теперь вы не сможете выбрать юбилейного автора или произведение заранее. Однако, надеюсь, сумеете использовать имеющиеся знания к предложенным направлениям и темам. В этом году они таковы:

1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
Рекомендую следующие произведения:
Л.Н. Толстой                     - "Война и мир"
М.Ю. Лермонтов              - "Бородино"
Б. Васильев                       - "В списках не значился", "А зори здесь тихие"
В. Пикуль                          - "Завещание Альфреда Нобеля", "Ошибки доктора Боткина", "Два                                                       портрета неизвестных", "Караван PQ-17"

2. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания; что значит "быть собой").
М.Ю. Лермонтов             - "Герой нашего времени"
И.А. Гончаров                 -  "Обломов", "Обыкновенная история"
А.Н. Островский             -  "Гроза", "Бесприданница"
К. Шахназаров                - "Курьер"

3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).
К. Шахназаров                - "Курьер"
А. П. Чехов                      - "Вишневый сад"

4. Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).
К. Шахназаров                - "Курьер"
Л. Разумовская                - "Дорогая Елена Сергеевна"
В. Пикуль                         - "Завещание Альфреда Нобеля"

5. Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования - вопросы, которые человек задает самому себе; внутренние переживания, тема совести).
М.Ю. Лермонтов           - "Герой нашего времени"
И.А. Гончаров                - "Обломов"
Ф.И. Достоевский         - "Преступление и наказание"

Сроки в этом году тоже изменились.  Основной  - 5 апреля. 21 апреля и 5 мая 2021 года - резервные сроки. Надеюсь, мы уложимся в основной.

Тематические направления выпускных сочинений
2016-2017
«Разум и чувство»,                    
«Честь и бесчестие»,                                                               
«Победа и поражение», 
«Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда»    
  
 «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. 
 «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
 «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 
 «Опыт и ошибки». Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Тематические направления
2014-2015

      Ребята, вы знаете, что в этом году вводится в качестве допуска к выпускным экзаменам обязательное сочинение по литературе. Отметки будут выставляться не в баллах, а по дихотомическому принципу: зачет/незачет.  Это несколько упрощает ситуацию, однако темы для сочинений предполагаются сложные. 
     Определён перечень тематических направлений выпускных сочинений, из которых будет выбраны темы для нового экзамена в декабре. Сами темы опубликуют только в день написания сочинения. Предположительно, для каждого часового пояса они будут свои.
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
2. Вопросы, заданные человечеству войной.
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
 Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Спор поколений: вместе и врозь
 Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5. Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). 
Рекомендации
Написание сочинения - одна из самых важных и сложных задач в вашем обучении.
Рассмотрим значение слова "сочинение": в его состав входит корень "-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия". То есть, сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.
Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведений, и начинать работу над ним надо с малого, например, с анализа эпизода. Научившись этому, вы освоите специфику обращения с художественным текстом, отработаете на небольшом по объему материале навыки литературного анализа, потому что анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре. Кроме того, чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.
        Ребята, обратите внимание: в этом году изменилась форма заданий. Убрали буквенные обозначения и  задания, в которых возможно было угадывание, исключили отдельные задания части А, оставили только два последних задания части В. Некоторые  номера объединили. Проанализируйте эти изменения и уделите внимание тому, что вызывает наибольшее затруднение.
В новой демоверсии убрали номера:
A - 6, 7, 9, 10, 11, 24.      B - 1, 2, 3, 4, 5, 6.
2015 год           2014 год
Задание 1          A27
Задание 2          A8
Задание 3          A12
Задание 4          A1
Задание 5          A2
Задание 6          A3

Задание 7          A4, A5                                               
Задание 9          A15
Задание 10        A17
Задание 11        A16
Задание 12        A18
Задание 13        A19
Задание 14        A13
Задание 15        A23, A20
Задание 16        A21
Задание 17        A22
 Задание 18       A25
Задание 19        A26
Задание 20        A28
Задание 21        A29
Задание 22        A30
Задание 23        B7
Задание 24        B8
Задание 25        C1

                                                            Учимся на чужих ошибках

      К сожалению, нам с вами довольно часто        приходится слышать на улице, по радио, по телевизору не очень грамотную речь.  Она так укореняется в нашем сознании, что перестает казаться неправильной. Однако то, что позволительно в быту, не может быть использовано в экзаменационном сочинении.


     Очень вредят как устной, так и  письменной речи  слова: «типа»,  «короче», «то что», «как бы» и другие, -  если употребляются неуместно.  Если  выражение «как бы» употреблено в      значении «словно», «как будто», то это  верное употребление, например: «После  твоего сообщения я как бы (словно)    воспрянул духом». Но если человек          говорит: «Я как бы утром пошел в школу»  или «Я как бы выучил урок», - то он выражает сомнение в совершенном действии, то есть допускает речевую ошибку.

                 Огромные цифры


  
Не следует  употреблять журналистские штампы, например, «в эпицентре событий» или «огромные цифры». Эпицентр – это место над центром, а не в самом центре и относится только к землетрясениям. "Огромные" или "рекордные цифры" – тоже неверное выражение, потому что цифр всего десять, и только определенное их сочетание  может обозначать огромное число. А слова "большие" или "огромные" в данном случае   говорят  лишь о размере цифр, но никак не о величине числа.  


      Не стоит злоупотреблять и вводными словами, например, сочетанием «по моему мнению», особенно если это мнение принадлежит писателю, по произведению которого вы пишете сочинение. Вы можете с ним согласиться, но не присваивать.
          Распространенной ошибкой является частое и неуместное употребление местоимений, особенно указательных: «Я знаю то, что меня ждет счастливое будущее». Или притяжательных: «Толстой в своем романе «Анна Каренина» описал трагическую любовь». Дело в том, что ни Л.Н. Толстой,  ни какой другой писатель не может что-то написать в чужом романе.
       Ошибкой является   и лишнее употребление личных местоимений, например, "Пушкин он написал "Повести Белкина".

         Не рекомендуется конструировать очень длинные предложения: можно запутаться в знаках препинания, потерять нить рассуждения. Конечно, это не значит, что нужно использовать только простые предложения. Красота, правильность речи и разнообразие синтаксических конструкций принесет вам дополнительные баллы, но все хорошо в меру.
         А теперь предлагаю подробнее познакомиться с разновидностями речевых и грамматических ошибок.
Самостоятельная работа над сочинением
                                                                                     Желаю успеха!

Ребята! Хочу вам предложить некоторые выдержки из экзаменационных сочинений. Попробуйте обнаружить ошибку и назвать ее разновидность.

В годы Первой мировой войны Наташа Ростова оставила все полозья раненым.
В книге Достоевского хорошо показан пример сострадания главного героя от его друга Раскольникова.
Есть люди, думающие только головой.
Всех волнует проблема, рассуждаемая автором.
Мы читали произведение Евгения Онегина "Отцы и дети".
В романе Достоевского "Горе от ума" родители хорошо воспитывают детей.
Человек часто подвергает себя опасности или чести.
Это написано в поэме Маяковского "Улыбка в штанах".
Пушкин написал книгу "Старик и море".
Человек так и сгинет черно-белым мизантропом, у которого вместо сердца каменный комок размером с его хладнокровный слабый кулак.
У дуба произошел разговор князя Андрея и Пьера о предательстве фашистских генералов.
Бравый офицер Николай Ростов бежал с поля боя со скоростью падения российской валюты.